"Единая Россия" спасла автомобилистов от собственного решения
17 ноября 2009
Одобренный думским большинством законопроект об удвоении с 2010 года базовой ставки транспортного налога просуществовал только несколько дней. Он был принят в пятницу парламентским большинством вопреки мнению всех остальных парламентских партий, а уже в понедельник спикер Госдумы Борис Грызлов неожиданно объявил, что депутаты должны пересмотреть это решение. И для этого он предложил членам партии "Единая Россия" в Совете Федерации проголосовать за возвращение документа в нижнюю палату парламента. Такого в истории современного российского парламентаризма еще не было.
Эта новость взбудоражила некоторых близких к партии власти политологов, которые тут же заявили о том, что такая непоследовательность снижает авторитет "Единой России" и дарит опасный "политический бонус" ее соперникам. Ведь депутаты-единороссы привычно продавили в Госдуме подготовленный правительством закон, не обращая никакого внимания ни на протесты парламентской оппозиции, ни, тем более, на протесты граждан.
Предупреждение главы Совета Федерации Сергея Миронова о том, что он выступает категорически против повышения налога, и что у верхней палаты возникло очень много вопросов к одобренному Госдумой закону, также было оставлено думскими единороссами без внимания. Миронов заявил о том, что сенаторы сами проведут консультации с Минфином и с региональными законодательными органами. В ответ на это партия власти в очередной раз обвинила спикера Совета Федерации в том, что он выступает не как государственный деятель, а как лидер партии "Справедливая Россия", которая, по мнению единороссов, "постоянно мешает правящей партии".
"Эсеры" действительно очень долго боролись против принятия этого скандального законопроекта. По итогам третьего чтения Миронов прямо заявил, что думское большинство приняло антинародное решение, которое "нанесет мощный удар сотням тысяч семей", усилит социальную напряженность и углубит отчуждение народа от власти. Он полагает, что резкое увеличение транспортного налога приведет к удорожанию себестоимости коммерческих и пассажирских автоперевозок, что даст новый толчок инфляции: ведь все издержки будут закладываться в потребительские цены. И в итоге стоимость последствий введения нового налога и его администрирования может перекрыть ожидаемые доходы. "Если мы хотим пополнить региональные бюджеты, то лучше увеличить трансферты территориям, сэкономив на все еще избыточных федеральных расходах, либо ввести дополнительные региональные акцизы на топливо", – полагает лидер "Справедливой России".
Чем руководствовалась "Единая Россия", которая проголосовала за этот закон, сказать трудно. Очевидно, она в очередной раз бездумно выполняла лоббистский заказ, и при этом умудрилась даже сослаться на некую объективную необходимость, которая, якобы, всегда заставляет ее принимать пусть и непопулярные, но зато самые "ответственные и принципиальные" решения. Глава комитета по бюджету и налогам единоросс Юрий Васильев, представляя правительственный законопроект, в частности, подчеркнул, что "абсолютное большинство регионов дали на него положительные отзывы", потому что это поможет бедным территориям заткнуть дыры в их бюджетах.
И вот теперь – позорное отступление, на деле доказывающее, что партия власти изначально не способна мыслить критически, когда речь идет о документах, поступающих на Охотный ряд из стен Белого дома. Получается, что единственная ее функция – механический законодательный "одобрямс". Впрочем, как говорят эксперты, в этой истории утешает то, что Грызлов сам признал ошибку, и сам инициировал отмену только что принятого решения.
Но оказалось, что и эта инициатива тоже была спущена сверху. Только на этот раз председатель Высшего совета "Единой России" вынужден был подчиниться не директиве из правительства, а указанию из Кремля. В администрации президента единороссам настоятельно посоветовали пересмотреть принятое решение и не увеличивать ставку налога.
Народ, между тем, успел сказать свое слово. В понедельник утром автомобилисты более чем тридцати городов страны провели акцию, названную "Гудком гнева" – они нажали на клаксоны и сигналили в течение пяти минут. Как сообщил глава Федерации автовладельцев России Сергей Фролов, в Москве протестующих набралось несколько тысяч, в других городах – несколько сотен. Автомобилисты предупредили, что продолжат свои акции протеста. Как оказалось, многие региональные власти тоже без энтузиазма восприняли "налоговую благодать", подаренную было щедрой рукой правительства и партии власти, ведь социальное напряжение в регионах и без того очень велико. Несколько независимых профсоюзов заявили о том, что если закон о повышении транспортного налога вступит в силу, то на магистралях таких крупных городов страны как Воронеж, Краснодар, Новороссийск начнется бессрочная забастовка автомобилистов.
Во вторник руководитель кремлевской администрации Сергей Нарышкин провел по поручению президента совещание, по итогам которого было принято официальное решение остановить скандальный законопроект, принятый депутатами-единороссами. "Российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога", – заявил Нарышкин.
На этом можно было бы поставить точку. Усилиями автомобилистов и оппозиции справедливость, кажется, восстановлена. Но вопрос о том, когда "Единая Россия", наконец, научиться самостоятельно принимать ответственные решения, без того, чтобы потом спешно их переигрывать, по-прежнему остается открытым.